Планируем увеличивать объемы выпуска краски

Несмотря на кризис, производитель краски для разметки дорог ЗАО «Дарус» увеличило объем производства на 25%, до 3 тыс. т. Совладелец «Даруса» Сергей Салькинов намерен и дальше наращивать мощности компании — до 8 тыс. т в год в течение 3 лет, делая ставку на качество и экспорт в СНГ. Сергей Салькинов стал совладельцем «Даруса» в 2006 году — тогда предприятие находилось в упадке, а уходившие клиенты советовали новым менеджерам забыть их телефоны. За прошедшие 3 года г-н Салькинов сумел поднять производство и занять 6% российского рынка краски для дорог (оценивается в 10 млрд рублей), а в течение следующих 3 лет намерен занять все 10% рынка, без учета экспортных продаж.

N: — Вы стали совладельцем «Даруса» 3 года назад. Говорят, что компания находилась тогда в тяжелом положении и вы, как Григорий Попандопуло в бытность гендиректором «Ростсельмаша», лично обзванивали недовольных клиентов, выясняя, в чем недостатки продукции.

С.С.: — Да, когда мы с партнерами стали акционерами «Даруса», у компании было удручающее положение: плохое качество краски, 10 млн рублей кредитов, был еще целый ряд моментов, который не позволял бизнесу развиваться. Первое, с чего начали, — качество продукции. Мы действительно стали звонить потребителям и интересоваться, почему они не берут нашу краску. В большинстве компаний говорили, что, пока продукция «Даруса» будет оставаться на прежнем уровне, нам лучше забыть их телефоны. Но мы убеждали, что пришла новая команда менеджеров, готовая все исправить.

N: — Как повышали качество краски?

С.С.: — Я потратил довольно большие деньги на создание лаборатории, мы с партнерами собрали квалифицированный персонал. Когда я отдыхал в Ялте, меня познакомили с превосходным технологом. Благодаря ей и ее команде мы добились хороших результатов, существенно расширили линейку продукции. После этого сделали такой маркетинговый ход: отправили своим потенциальным потребителям бесплатные образцы краски. Эти образцы и сопроводительные письма отослали примерно 500 клиентам. Я веду учет этих контактов: если в первом году нашей работы в «Дарусе» откликов были единицы, то по итогам этого года мы получили отклики уже около 50 компаний из списка. Это, конечно, далеко не всегда крупные контракты, но, по крайней мере, клиенты готовы взять пробные партии нашей продукции. В этом году мы опять поставили потребителям свои образцы краски, уже улучшенной. Владислав Свежинский, гендиректор «М-Дорконтроль» (сертифицирует/контролирует в России качество дорожной разметки. — N), назвал нашу краску одной из самых лучших в стране. Гендиректор одной из ведущих в отрасли компаний «Комплекс 1» Роберт Ли признал качество нашей краски — а он был среди тех, кто критиковал нашу продукцию.

N: — Во сколько сейчас оцениваете рынок и свою долю на нем?

С.С.: — Рынок дорожной краски и разметки составляет на сегодня около 10 млрд рублей. На нем присутствуют примерно 50 организаций: 30 российских производителей и импортеры. Мы занимали по итогам 2008 года 3% рынка, в этом году займем, думаю, около 5–6%, в ближайшие 3 года планируем выйти на 8–10%. Наша краска была востребована в Грузии до военных событий, сейчас поставляем ее и в другие страны СНГ.

N: — Ваши рыночные планы потребуют инвестиций в производство?

С.С.: — Да, зимой мы начнем проводить технологическую реконструкцию завода, автоматизируем часть процессов, что позволит увеличить объем производства без расширения штата и сохранить старый уровень издержек. Реконструкция обойдется в сумму около 1 млн евро, будем кредитоваться. Мы планируем увеличивать объемы выпуска продукции — в этом году мы увеличили их на 25% в тоннаже, до 3 тыс. т в год. В следующем году подрастем еще на 35–50%. В течение 3–4 лет планируем довести мощности до 8 тыс. т продукции в год. Думаю, максимум, которого мы сможем добиться в итоге, — 15% российского рынка, но это очень интересная задача с учетом множества игроков.

N: — Ощутимо ли на вашем бизнесе сказался кризис?

С.С.: — Кому кризис, а кому мать родная. Мы в этом году вышли в плюс, потому что у нас была хорошая кредитная история. В нашем бизнесе оборачиваемость денег достигает минимум полугода: от заказа сырья за границей до получения расчетов от потребителей. Нужно было убедить банк, что можем вернуть кредиты на пополнение «оборотки», и я благодарен, что финансисты нас услышали и пошли навстречу.

N: — У кого кредитуетесь и на каких условиях?

С.С.: — Наш давний партнер — ФОНДСЕРВИСБАНК, его новочеркасский филиал. Ставка на сегодня — 17% годовых.

N: — У вас заграничное сырье, значит, девальвация рубля плохо отразилась на бизнесе компании?

С.С.: — В связи с тем, что мы используем в своем производстве около 70% импортного сырья, а евро вырос в целом за год примерно на 30%, мы вынуждены были поднять цену на продукцию на 12%. И надо отдать должное нашим потребителям, которые отнеслись с пониманием к нынешней ситуации.

N: — Планируете снизить риски и издержки, организовав здесь сырьевую базу?

С.С.: — До кризиса мы общались с зарубежными компаниями, предлагали им три варианта: выкуп нами технологии, создание СП или строительство их сырьевого завода на нашей территории. Сегодня переговоры приостановлены, мы все ждем развития рынка. Но думаю, что в конце следующего года мы вернемся к этому вопросу. В планах — создание завода, который обеспечил бы продукцией множество российских компаний: у нас, к сожалению, пока не делают качественное сырье.

Беседовал Анатолий Джумайло

 

О собеседникеСергей Сергеевич Салькинов, родился 6 августа 1967 года в Ростове. Окончил Новочеркасский политехнический институт по специальности инженер-механик. С 1991 года начал трудовую деятельность в группе компаний «МИТОС», в состав которой входило более 10 заводов с количеством рабочих более 2 тыс. С 2006 года — председатель совета директоров ЗАО «Дарус». В свободное от работы время пишет картины, играет на гитаре, поет, активно занимается спортом.

О компанииЗАО «Дарус» — крупнейший в ЮФО завод по производству лакокрасочной продукции для обустройства дорог, мощности — 3 тыс. т продукции в год. Собственники — топ-менеджмент компании. Ожидаемая выручка по итогам 2009 года — свыше 200 млн рублей.

http://gorodn.ru/weekly/interview.htm