Японская мебель. Часть 1

Японская мебель. Часть 1Жилые помещения японцев во все времена представляют собой своеобразные, изысканные миры. В них сочетается просторность, утонченность и геометрическая гармония форм. Отдельные комнаты изолируются друг от друга специальными циновками определенных размеров, которые при надобности убирались.
Интерьер помещений выдерживался в едином стиле, но при этом с помощью многих деталей отражал особый вкус хозяев. Западного человека всегда восхищает покой и отречение от мирского, воплощенное в японском интерьере. Японский стиль отличается своей ясной логикой, функциональностью и аристократическим пуританством и служит желанным образцом современного строительства.

Но японские интерьеры сильно отличаются от западных. Например, они не используют общепринятых шкафов. Мебель заменяют ниши в стене. Одна из таких ниш с приподнятым полом, используется в торжественных моментах и украшается свитками, бронзовыми статуэтками богов и святых, а также вазами с цветами. Другие ниши в стене, выполняли роль встроенных шкафов и оформлялись очень разнообразно. Их снабжали раздвижными дверцами и открытыми живописными полками. Они обычно служили для хранения вещей гардероба, постельные принадлежности прочие вещи, необходимые в быту.
Также в японских домах почти не встретишь декоративных и художественных изделий. За счет этого комнаты приобретают пустой и строгий вид. Украшением помещений служат только обшивка потолков и стен светлой древесиной, а также нежные расцветки раздвижных перегородок и ширм. Гармония дома и интерьера достигалась с помощью всего нескольких изысканных предметов мебели и полам, покрытым толстыми циновками. Такие циновки настолько мягкие, что японцы всегда оставляют обувь за порогом. Поэтому и мебель изготавливалась легкой, чтобы ножки не вдавливались в пол и не вредили столь нежное покрытие.
Мебель в японском жилище немногочисленна, но выполнена очень изящно и радует глаз своей фурнитурой из металла, изящной лаковой отделкой и красочностью. Циновки также предназначались для отдыха, поэтому японцы не нуждались в мебели для сидения, а ели, писали и рисовали прямо на полу, сидя на корточках. Только высшее духовенство и знатные люди по определенным моментам использовали кресла, напоминающие складные стулья с подставкой для ног.
Японцы не пользовались кроватью; они спали, в основном, на циновке с красивым узором, на которую клали тонкий, набитый хлопком матрац. Вместо подушки, как и древние египтяне, они использовали деревянную подставку для головы, с крутящимся цилиндром, часто сплетенным из тростника. Около ложа стоял бумажный фонарь с реечным каркасом. Из всего этого можно заключить, что и столам не придавалось такого значения, как у нас. Для определенной работы, например для письма, японцы использовали удлиненный, высотой 20-40 см лаковый столик с выдвижными ящиками; другой формой стола был лаковый сервировочный столик, оба очень тонкой работы.
Японские шкафы больших размеров, а также сундуки, которые выставлены в некоторых европейских музеях, изготавливались только для экспорта на Запад, в Японии они не были распространены. Там можно было встретить лишь маленькие комоды с беспорядочно расположенными выдвижными ящичками, из легких светлых пород древесины, с металлической фурнитурой. Некоторые лаковые шкафчики имеют своеобразную декоративную конструкцию.
В японских квартирах было очень много маленьких лаковых шкафчиков-ларчиков или шкатулок для письменных и туалетных принадлежностей, игрушек. Эти изящные изделия японской обстановки были украшены толстыми шелковыми шнурами с кистями; гравированная и позолоченная бронзовая фурнитура усугубляла их декоративность.
Как уже говорилось, свои немногочисленные изделия мебели японцы изготавливали с большим мастерством. Неправильные, асимметричные комбинации отдельных элементов и ритмичное их повторение - характерные свойства японской мебели. Характерна и изящная, основанная на естественных формах, иногда стилизованная, почти натуралистическая орнаментика. Японское прикладное искусство превосходило не только художественное ремесло других азиатских стран, но и плодотворно влияло на него и даже на европейское искусство. Удивительный вкус, продуманность и завершенность даже мельчайших деталей, единство формы, материала и отделки отличали японскую мебель, которая гармонично вписывалась в рамки легких архитектурных форм.