Архитектура школьных зданий должна избегать стандарта – Лютомский

 О проблемах архитектуры школьных зданий в  интервью РИА Новости рассуждает президент архитектурного бюро ООО "АБ ЭЛИС", лауреат Государственной премии России Николай Лютомский.

- Николай Вадимович, по каким проектам строятся сейчас школы в Москве - типовым или индивидуальным?

- Есть случаи, когда строительство ведется по индивидуальным проектам. Но в основном используются типовые, еще советского времени. Новые проекты разрабатывает специальная мастерская в Московском научно-исследовательском институте экспериментального проектирования, но там всего несколько архитекторов. Довести какой-либо проект «до блеска» одних их сил не хватает.

- А в чем недостаток устаревших проектов?

- Они сугубо утилитарны. Допустим, по строительным нормам и правилам на каждого ученика полагается как минимум 18 кв. метров помещения. Проекты и учитывают этот минимум, несмотря на то, что можно было бы добавить, к примеру, еще один спортивный зал.

Вторая проблема – постоянное урезание территорий школьных участков. В среднем на школу полагается 1,5 га земли, что в условиях мегаполиса довольно много. Поэтому застройщики и инвесторы стараются экономить. А ведь расчет площади сделан с учетом летних спортивных сооружений. Само по себе урезание могло бы не сильно сказаться на школьниках, если бы отсутствие площадок на свежем воздухе компенсировалось дополнительными физкультурными залами внутри зданий, но в старых проектах они не предусмотрены.

- В инициативе «Наша новая школа» говорится о том, что будет объявлен конкурс на новые типовые проекты школьных зданий. Исправит ли это ситуацию?

- На мой взгляд, нет. Типовые проекты – это тупиковый путь развития. На Западе уже давно от него отказались и перешли на индивидуальные архитектурные проекты для каждой отдельной школы. Ведь при постройке надо учитывать не только количество учеников. Огромное значение имеет рельеф местности, климат. К примеру, в средней полосе окна в классах должны быть обращены на юг, на юге – в тень, чтобы детям было комфортно заниматься даже в самый жаркий день.

- А не будет ли индивидуальное проектирование слишком дорогим?

- Цена архитектурного проектирования не так уж и высока. В среднем она составляет 3-7% от стоимости строительства. С учетом финансового кризиса, из-за которого множество архитекторов остались безработными, эта задача кажется вполне выполнимой.

Мало того, существует ряд способов за счет грамотно разработанного проекта сэкономить впоследствии на строительстве и эксплуатации. В некоторых школах Словении часть их пространства –  трансформирующееся, то есть, например, спортивный зал на время проведения каких-либо мероприятий становится актовым, в остальное время выполняя свою основную функцию. Это учитывается на стадии проектирования: предусматриваются и затем строятся небольшие кладовые для хранения спортивного инвентаря.

Еще один путь экономии – выделение спортивных блоков. Вся спортивная инфраструктура школы едина с ней, но в то же время может функционировать и отдельно. В выходные дни и по вечерам там можно проводить платные занятия для желающих, никак не мешая детям.

- Насколько такие схемы реализуемы в России?

- По такому принципу в нашем архитектурном бюро проектировалась московская школа №1329 в районе Тропарево-Никулино, с отдельным входом в спортивный блок. Сооружение успешно функционирует уже много лет, до самого вечера там народ – во всех трех спортивных залах и бассейне.

Но ни в коем случае нельзя экономить на материалах, как это у нас часто любят делать. Отделка должна быть на высшем уровне, ведь в этой обстановке будут учиться дети. К примеру, в одной из школ, которую мы проектировали, удалось уговорить положить коммерческий импортный линолеум вместо обычного, российского. В результате он служит уже 15 лет, а отечественный, как правило, изнашивается за год.

- Почувствуют ли дети разницу между обычной типовой школой и школой, построенной по индивидуальному проекту?

- Конечно. Школа, построенная стандартно, может выпустить только стандартного человека. Советские школы были для этого и созданы, потому и классы там все похожи один на другой, а кабинеты напоминают коробки. Если ребенок заходит в мрачное помещение, у него будет одно восприятие того, зачем он здесь, а если пространство будет сложным, да еще и с красивым интерьером… Отношение к учебе у ребенка будет совсем другим. Небольшой атриум в центре школы, где дети могут проводить время, уже не будет провоцировать «буйство» на переменах, детям естественным образом захочется «хорошо себя вести».

Здание школы должно отличаться от типовой застройки спальных районов, где один дом неотличим от другого. Школа – это другая жизнь, и отношение к ней должно быть особенное. Примечательно, что в тех школах, которые мы проектировали, дети никогда не пытались что-то писать на стенах или портить мебель.

Материал подготовила Анна Козлова (ГУ-ВШЭ), специально для РИА Новости