Аналитика: Эталоны строительных цен обесценивают

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) предписала Минрегионразвития прекратить нарушение антимонопольного законодательства, заключающееся, по мнению ведомства, в предоставлении преференций единственному поставщику программного обеспечения для сметных расчетов — ООО "Госстройсмета". Кроме того, ведомству предложено усилить контроль над Федеральным центром по ценообразованию в строительстве (ФЦЦС), который, по мнению ФАС, распространял недостоверные сведения о правовом статусе издаваемых им документов. Минрегионразвития намерено оспорить решение ФАС в суде — идея вмешательства антимонопольной службы в систему ценообразования в строительстве ведомству не нравится.  - сообщает "Ъ"

ФАС завершила антимонопольное расследование в отношении Минрегионразвития и подведомственного ему ФГУ ФЦЦС по заявлению центра "Гранд" и других разработчиков программного обеспечения для сметных расчетов. Минрегионразвития предписывается до 28 мая отменить письмо N 37322-СК/08 от 10 ноября 2009 года, которым бывший заместитель министра Сергей Круглик рекомендовал региональным экспертным организациям пользоваться программным комплексом "Госстройсмета-эксперт", разработанным ФЦЦС. Минрегионразвития также предписывается усилить контроль над ФЦЦС: ФГУ, по мнению ФАС, превысило свои полномочия, определяя правила распространения сметно-нормативной базы, а также распространяя "недостоверную" информацию о статусе издаваемых им документов.

Напомним, действующая модель сметного ценообразования в строительстве основывается на сметно-нормативной базе 2001 года, которая содержит 70 тыс. расценок на работы и материалы, а также нормативы трудозатрат. Приведение базовых цен 2001 года к текущим ценам осуществляется путем умножения на индексы, ежемесячно публикуемые Минрегионразвития. На рынке существует множество программных комплексов, автоматизирующих процесс. В 2008 году ФЦЦС внес в базу 2001 года существенные изменения, назвав новую версию "Эталон". Распространение "Эталона" было поставлено под жесткий контроль ФЦЦС. Это вызвало протесты других разработчиков программного обеспечения для расчета смет, не получивших доступ к базе: согласно документам ФЦЦС, "единственным подтверждением достоверности" базы данных, используемой в программах для сметных расчетов, является "регистрационная карта" ФЦЦС, получить которую можно лишь на условиях, определенных ФГУ и предполагающих сотрудничество с ФЦЦС. На сайте ФЦЦС опубликован реестр программных продуктов, разработчики которых имеют "регистрационные карты", доступ к "достоверной" сметно-нормативной базе и права на ее распространение. В Минрегионразвития "Ъ" заявили, что считают решение ФАС "необоснованным и подлежащим обжалованию", так как при разбирательстве дела не были учтены доводы министерства. В частности, по мнению Минрегионразвития, ФАС не учла, что комплекс "Госстройсмета-эксперт" "был рекомендован и предоставлен органам государственной власти субъектов РФ, осуществляющим госэкспертизу, бесплатно и не является программным комплексом, позволяющим осуществлять составление сметной документации". При этом комиссия ФАС установила, что зарегистрированная на ФЦЦС программа "Госстройсмета-эксперт" является версией программы "Госстройсмета", предназначенной для сметных расчетов и являющейся коммерческим продуктом ООО "Госстройсмета". В ФАС был представлен счет, согласно которому стоимость "Госстройсметы-эксперта" для негосударственных пользователей составляет 12,5 тыс. руб. Таким образом, критерием "правильности" любой строительной сметы является ее соответствие расчетам программы "Госстройсмета-эксперт", а наилучшим способом обеспечить "совпадение" является покупка программного комплекса "Госстройсмета", а не конкурирующих с ним разработок. По мнению ФАС, речь идет о предоставлении Минрегионразвития необоснованных преференций хозяйствующему субъекту, то есть нарушении ст. 15 закона "О защите конкуренции". От инициатив ФЦЦС по контролю над распространением базы "Эталон", согласно материалам ФАС, Минрегионразвития постаралось дистанцироваться. Представители ведомства заверили ФАС, что Минрегионразвития не наделяло ФЦЦС полномочиями по выдаче "регистрационных карт", свидетельств и ведению реестров. Представители Минрегионразвития отметили, что эта деятельность не противоречит уставу ФЦЦС, но носит исключительно "информационный характер". Разъяснение было зафиксировано в решении комиссии ФАС, которая полагает, что Минрегионразвития "допустило бездействие", не контролируя распространение ФЦЦС "недостоверной информации" о статусе его документов. Доказательства устранения нарушений должны быть представлены Минрегионразвития в ФАС до 4 июня 2010 года. Минрегионразвития же намерено оспорить решение ФАС в суде. Согласно ст. 52 закона "О защите конкуренции", на обжалование дается три месяца, но на деле у Минрегионразвития времени меньше. Согласно 51-й статье того же закона, неисполнение предписания ФАС в установленные сроки влечет за собой административную ответственность. Впрочем, очевидно, что на этом борьба ФАС и независимых сметчиков с Минрегионразвития и ФЦЦС не закончится.